Электронный одометр

Датчик спидометра, сообщающий процессору, что автомобиль движется, следует описать особо. Большинство автомобильных спидометров представляет собой вращающийся магнит и алюминиевую картушку, соединенную со стрелкой. Все это по периметру закрыто магнитным экраном, а с торцов - немагнитными вставками с подшипниками. Если со стороны немагнитной вставки укрепить каким либо образом катушку, то вращающимся магнитом в катушке будет наводиться ЭДС с частотой, равной удвоенной частоте вращения магнита. Катушку можно намотать самостоятельно на сердечнике из магнитомягкого железа, но удобнее взять готовую от реле РЭС15. Реле желательно выбрать с большим количеством витков, чем больше витков, тем больше чувствительность. Хорошо для этой цели подходят реле с паспортами РС4.591.001 и РС4.591.008 с омическим сопротивлением обмотки 2.2 Ком. Аккуратно удалив алюминиевый корпус и контактную систему, укрепляем катушку как можно ближе к вращающемуся магниту спидометра со стороны немагнитной вставки. Магнитная система реле разомкнутой стороной должна быть обращена к магниту. Реле своими выводами впаивается в печатную плату. На этой же печатной плате можно смонтировать и операционный усилитель с сопутствующими деталями. Сама платка припаивается к кронштейну из жести, который подгибается по месту.

 

Диоды VD1 и VD2 ограничивают уровень и дальше сигнал подается на входы операционного усилителя .Резистор R27-положительная обратная связь, которая создает небольшой гистерезис на входе и увеличивает крутизну фронтов на выходе при маленьком входном сигнале. Дальше импульсы делятся на два и подаются на счетчик U5. Коофициент деления счетчика-624. Это стандартный коофициент для автомобилей ЗАЗ, Луаз и Москвич и означает количество оборотов тросика спидометра на один километр пути. Для моделей Тольяттинского завода и мотоциклов этот коофициент - 1000. Если диаметр колес вашего автомобиля несколько отличается от стандартного, коофициент деления можно немного подкорректировать переключателем U1.

Кнопка S1 и элементы U3A, U4- это сброс показаний одометра. Сделано так сложно из-за схемотехнических особенностей процедуры сброса микросхемы 561ИЕ15, в которой длительность импульса сброса должена быть не менее четырех входных импульсов.

Номиналы токоограничительных резисторов светодиодных индикаторов проставлены от фонаря, можно вообще обойтись без них. Но выходной ток короткого замыкания 176ИЕ4 не нормирован, поэтому у разных сегментов индикаторов может быть разная яркость и резисторы предназначены для выравнивания яркости.

Для выключения индикации при выключенном зажигании предназначен транзистор VT1, питание же на остальную схему подается всегда. Ток потребления при этом составляет 250 мка и потребляет, в основном, операционный усилитель.

Вся схема собрана на двух маленьких макетных платках и располагается внутри корпуса спидометра. Для кнопки сброс в стекле просверлена маленькая дырочка.

Сайт создан в системе uCoz