На существенно переделанном автомобиле без оформления надлежащих документов
доехать можно разве что до ближайшего автоинспектора (или, если повезет, до очередного
техосмотра). Ведь когда блюститель закона заметит несоответствие конструкции автомобиля
оригинальной, он снимет номерные знаки и запретит его эксплуатацию, а суд еще и наложит
штраф в 17 - 34 грн. Поэтому при переработке или замене основных узлов автомобиля (см. сноску)
необходимо получить и предъявить в органы регистрации два документа, относящихся к технической
части переоснащения: согласование переоборудования и акт технической экспертизы
переоборудованного дорожного транспортного средства (ДТС).
Согласно Правилам государственной регистрации транспортных средств, утвержденным
постановлением Кабмина от 07.09.98 г. ? 1388, ГАИ может зарегистрировать или перерегистрировать
транспортное средство, в котором изменена конструкция, только при наличии у владельца
согласования от завода-производителя или другой организации, уполномоченной Кабинетом министров.
На сегодня такими уполномоченными организациями являются Государственный автотранспортный
научно-исследовательский и проектный институт Минтранса (Госавто-трансНИИпроект, т. 455-6942)
и Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения МВД Украины (НИЦ БД, т.
291-3549). По словам Александра Гладченко, заведующего отделом конструкторских разработок
ГосавтотрансНИИпроекта, 'главная задача процедуры согласования переоборудования автомобилей -
обеспечить безопасность эксплуатации транспортных средств, в конструкцию которых вносятся
изменения. Ведь перед поступлением нового автомобиля или прицепа в продажу они проходят
тестирование по основным параметрам безопасности и надежности. Если же владелец что-
либо меняет в своем средстве передвижения, характеристики и потребительские свойства авто
изменяются, а это может повлиять на безопасность водителя, пассажиров и других участников
дорожного движения'. ГосавтотрансНИИпроект НИЦ БД выдают разрешения переоборудование всех
автомобилей, а производители - только на 'свои' транспортные средства, например, СП
'АвтоЗАЗ-Daewoo' - на 'Запорожцы', 'Таврии' и Daewoo (управление развития - т. 0612-137790).
В то же время большинство украинских сборщиков-производителей еще не имеют установленной
процедуры и достаточного опыта их выдачи. Например, по словам главного инженера 5-го КАРЗа
(здесь собирают 'Москвичи'-2141) Андрея Ткаченко, 'завод выдает разрешения за замену агрегатов
в 'Москвичах' только в тех случаях, когда переоборудование производится на нашем заводе'.
Что же касается получения разрешения на замену агрегатов от производителей иномарок, то о
таком опыте обращений наших соотечественников ничего не известно.
Куда обращаться и сколько это стоит
Чтобы получить согласование намеченного переоборудования (например, на замену агрегатов),
владелец ДТС или его доверенное лицо обращается в одну из перечисленных организаций
(производитель, ГосавтотрансНИИпроект или НИЦ БД) с заявлением или письмом в произвольной
форме, в котором указывает реквизиты автомобиля (его регистрационные данные согласно техническому
паспорту) и наиболее полное описание предполагаемого переоборудования. Если согласование
проходит через ГосавтотрансНИИпроект, то заявление поступает руководителю группы экспертов,
затем регистрируется и направляется исполнителю (эксперту) для детального рассмотрения.
Уже на этом этапе владелец получает консультации по целесообразности и возможности предполагаемых
изменений. После выяснения всех вопросов между институтом и владельцем машины заключается
договор о выполняемых работах и выставляется счет на оплату работ - в зависимости от сложности
экспертизы от 120 до 250 грн. В НИЦ БД стоимость работ по выдаче разрешения на переоборудование
зависит от количества измененных номерных агрегатов: если меняется только двигатель или только
кузов, то владелец машины заплатит 150 грн., а если два этих агрегата одновременно - 250
грн. (в эту сумму входит и проверка автомобиля и номерных агрегатов по базам МВД Украины).
Производители, как правило, выдают разрешения на переоборудование выпущенных ими машин
бесплатно, по крайней мере, с владельцев 'Таврий' и 'Запорожцев' на 'АвтоЗАЗ-Daewoo' денег
не потребуют. После подтверждения оплаты эксперт ГосавтотрансНИИпроекта начинает работу над
материалами, определяет возможность переделок в соответствии с требованиями безопасности,
характеристиками, расчетами и т.п., готовит проект 'Висновку науково-технiчноi експертизи'
и представляет его на рассмотрение комиссии группы экспертов. После рассмотрения и
согласования комиссией документ окончательно оформляется и утверждается руководством института.
Обычно для получения вывода экспертизы представлять автомобиль для осмотра не требуется, более
того, за разрешением можно обратиться и после выполнения работ по переоборудованию, если работы
выполнены аналогично с уже согласованным конструктивным решениям. Но если переделки достаточно
сложные и нетипичные, осмотр или ознакомление эксперта с конструкцией автомобиля по чертежам
или фотографиям машины необходим. В зависимости от сложности работ с момента принятия заявления до выдачи разрешительного
документа обычно проходит от 3 до 5 рабочих дней (максимум - две недели). В НИЦ БД типичное
разрешение на переоборудование (замена двигателя, кузова) выдают за 1-2 рабочих дня, в
'АвтоЗАЗ-Daewoo' - по мере загрузки сотрудников. В разрешительном документе (разрешение, вывод научно-технической экспертизы), который выдается
владельцу, описано, какие агрегаты на каком автомобиле (с обозначением владельца, номера кузова,
двигателя и знаков госрегистрации) могут быть заменены, как их правильно установить и каким
требованиям транспортное средство должно отвечать после переоборудования.
Когда разрешение не выдадут
Самый распространенный случай отказа в переоборудовании - если комиссия решит, что изменения
приведут к нарушениям требований безопасности или переоборудованное ДТС не будет отвечать
нормативным документам, действующим на территории Украины. Не получит разрешения и обладатель
авто, если он хочет переоборудовать 5 и больше транспортных средств. В этом случае замена
агрегатов уже считается производством и регулируется другими правовыми нормами (нужна
утвержденная и согласованная в установленном порядке нормативно-техническая документация,
проведение испытаний и т.д.). Кроме того, производством считается также сборка серийных
автомобилей собственными силами (например, частник не может собрать ВАЗ-2107 и зарегистрировать
его в органах Госавтоинспекции без выполнения вышеуказанных условий) - ведь в гараже
невозможно выполнить предписанные заводом-изготовителем технологию производства сборки и
регулировки систем и узлов автомобилей в соответствии с утвержденной документацией. А вот если
собрать автомобиль из частей разных автомобилей (к примеру, двигатель от ВАЗ, кузов от Opel,
ходовая от Mercedes), то такое транспортное средство будет считаться самодельным автомобилем и
его можно попытаться зарегистрировать, получив разрешение в НИЦ БД. Правда, по словам
начальника отдела НИЦ БД Владимира Кравченко, случаи изготовления самоделок единичны - на
регистрацию их приходит не более десятка экземпляров в год.
Получить разрешение на замену двигателя в одном автомобиле возможно, если по основным
показателям - массе, крутящему моменту, числу оборотов, мощности, элементам крепления -
двигатель незначительно отличается от заявленного производителем. Например, если стоял мотор
объемом 1,8 литра, на двухлитровый его заменить разрешат - в этом случае двигатель не станет
причиной поломки деталей трансмиссии и ходовой части, нарушения развесовки, а вот на 2,5 литра
- нет.
Замена кузова - более сложная процедура, связанная с несколькими нюансами. Поскольку кузов
является основной сборочной единицей легкового автомобиля, его замену считают ключевым моментом
в переработке машины. Соответственно переоборудование автомобиля с заменой кузова можно
рассматривать, если от старого автомобиля остается не менее двух из основных его сборочных
единиц (двигатель, передняя подвеска, задняя подвеска). Таким образом, на практике
переоборудование с заменой кузова возможно либо на аналогичные по платформе модели (скажем,
ВАЗ-2105 на ВАЗ-2104 или Volkswagen Golf на Jetta/Vento/Bora), либо на следующую модель одного
модельного ряда (ВАЗ-2101 на ВАЗ-2107, Volkswagen Golf III на Golf IV). А вот если модель была
обновлена кардинально и в предыдущей версии основные узлы и агрегаты не использовались (Opel
Record на Opel Omega, Opel Vectra A на Opel Vectra B), производить замену кузова не разрешат.
Кто выдает акт выполненных работ
Следующий шаг после получения разрешения на переоборудование автомобиля - обращение в орган,
который имеет право документально подтвердить, что работы по переоборудованию выполнены
согласно рекомендациям экспертов и соответствуют требованиям, изложенным в разрешении.
Согласно правилам государственной регистрации транспортных средств, таким правом
обладают 'лаборатории или технические (испытательные) центры, аккредитованные в системе
УкрСЕПРО, ремонтные или сервисные предприятия, которые имеют сертификат соответствия
государственной системы сертификации УкрСЕПРО на услуги по ремонту и техническому обслуживанию
транспортных средств'. Чаще всего акт выполненных работ выдается сертифицированной станцией
технического обслуживания или ремонтным предприятием и стоимость выдачи этого документа может
быть самой разной - от десяти до нескольких сот гривен. Однако в правилах регистрации четко не
указано, на какие виды работ (покраска, шиномонтаж, ремонт двигателя, проверка техсостояния
и т.п.) сервисное предприятие должно иметь сертификат соответствия. Поэтому ГосавтотрансНИИпроект
предлагает установить четкие требования для организаций, которым дается право выдавать такой
документ, и такие предложения уже находятся на рассмотрении в Департаменте автомобильного
транспорта. А на сегодняшний момент выдать акт технической экспертизы формально может любая
сертифицированная СТО. Если владелец переоборудованного автомобиля получил согласование
переоборудования, акт технической экспертизы и может документально подтвердить законность
приобретения кузова, отказать в регистрации такого транспортного средства в ГАИ ему не должны.
Но в регистрационных документах (техпаспорте) переоборудованного ТС должна быть сделана
соответствующая запись. Например, если переставлен двигатель, то в техпаспорте может быть
указана возможность эксплуатации автомобиля с одним из двух двигателей (старым и новым).
Если в машине был заменен кузов, то и год выпуска автомобиля меняется на соответствующие данные
установленного кузова (например, если на ВАЗ-2107 поставить кузов новой ВАЗ-2107, то в
техпаспорте записывается и год его выпуска). Другими словами, омолодить автомобиль можно не
только 'в железе', но и документально (правда, с пометкой о переоборудовании в техпаспорте).
Более того, если после замены агрегатов машина внешне стала более похожа на другую модель
(на ту же 'копейку' поставили крылья, капот и облицовку радиатора от 'семерки'), то и тут в
названии машины указывается модель, которой соответствует внешний вид автомобиля - в данном
примере - ВАЗ-2107 (с внесением соответствующей записи в техпаспорт).